- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности организации расчетно-кассового обслуживания в ПАО «Росбанк», формы расчетов и технологии совершения расчетных операций
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007250 |
Тема: | Особенности организации расчетно-кассового обслуживания в ПАО «Росбанк», формы расчетов и технологии совершения расчетных операций |
Содержание
содержание Введение 4 Глава 1. Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания клиентов в коммерческом банке 7 1.1 Понятие и сущность расчетно-кассового обслуживания 7 1.2 Состав и структура расчетно-кассовых операций коммерческого банка 14 1.3 Формы расчетов и современные технологии расчетно-кассового обслуживания 19 1.4 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций 28 Глава 2. Организация расчетно-кассового обслуживания в ПАО «Росбанк» (на примере дополнительного офиса «Ванеевский», РН 2272/19, г. Минусинск) 32 2.1 Организационно-экономическая характеристика банка 32 2.2 Основные формы расчетов в банке 40 2.3 Технологическая цепочка совершения расчетов 47 Глава 3. Перспективы развития расчетно-кассового обслуживания клиентов банка 53 3.1 Перспективы развития расчетно-кассового обслуживания юридических лиц 53 3.2 Совершенствование работы по расчетно-кассовому обслуживанию физических лиц 61 Заключение 66 Список использованной литературы 71 Приложения………………………………………………………………………....76 Введение Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется особой ролью расчетно-кассового обслуживания в экономической работе коммерческого банка. С одной стороны, экономический и финансовый кризис 2008-2010 гг., политическая напряженность и экономические преобразования, наблюдающиеся в мировом хозяйстве в 2013-2014 гг., подтверждают необходимость углубления и расширения имеющегося опыта организации расчетно-кассового обслуживания клиентов в коммерческом банке. С другой стороны, внедрение в соответствии с соглашением «Базель III» новых международных стандартов в деятельность кредитных организаций стран-участниц Базельского комитета по банковскому надзору при Банке международных расчетов обусловило возрастание требований Центрального банка РФ к национальной банковской системе. Практика функционирования мировой и отечественной банковской системы свидетельствует о необходимости разработки новой модели организации всех видов операций, а в особенности расчетно-кассовых, применение которой создавало бы условия для предоставления клиентам конкурентоспособных банковских продуктов с учетом согласования интересов всех субъектов управления кредитной организацией. Цель исследования – проанализировать особенности организации расчетно-кассового обслуживания в ПАО «Росбанк», формы расчетов и технологии совершения расчетных операций, выявить перспективы его развития. Достижение цели работы предполагает необходимость решения следующих задач: – изучить теоретические основы расчетно-кассового обслуживания клиентов в коммерческом банке; – проанализировать особенности организации расчетно-кассового обслуживания в ПАО «Росбанк» (на примере дополнительного офиса «Ванеевский», РН 2272/19, г.Минусинск); – выявить перспективы развития расчетно-кассового обслуживания клиентов ПАО «Росбанк». Объектом исследования является деятельность дополнительного офиса «Ванеевский», РН 2272/19, г.Минусинск коммерческого банка ПАО «Росбанк» по организации расчетно-кассового обслуживания. Предметом исследования являются денежные отношения, возникающие между внешними и внутренними субъектами экономической деятельности коммерческого банка в процессе формирования и реализации его политики расчетно-кассового обслуживания и направленные на согласование их интересов. Теоретическая база исследования. В основу выпускной квалификационной работы легли научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области банковского дела, рынка расчетно-кассового обслуживания коммерческих банков. Научно-практической базой при изучении основных принципов функционирования и инструментария расчетно-кассового обслуживания клиентов банка, а также процессов организации расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческими банками послужили монографии и научные статьи авторитетных отечественных ученых-экономистов. Среди ученых, исследовавших отдельные вопросы темы выпускной квалификационной работы, можно выделить: Астапов К.Л., Ахмадеев А.М., Бикмухаметова А.А., Залибекова Д.З., Куликов Н.И., Насырова А.П. и других. Информационной базой выпускной квалификационной работы послужили нормативные документы и информационно-статистические материалы Банка России, Базельского комитета по банковскому надзору, информационно-аналитических агентств, сайтов российских кредитных организаций и Банка России, других федеральных министерств и ведомств, зарубежных и российских сайтов по экономической проблематике, представленных в глобальной сети Интернет; учебная и научная литература, в том числе авторефераты и диссертации по проблеме исследования. В процессе исследования применялись такие общенаучные и специальные методы и приемы научного познания, как: логический анализ, синтез и анализ, выявление причинно-следственных связей, индукция и дедукция, научная абстракция, обобщение. При обработке статистических данных применялись экономико-статистические методы выборки, сравнения, группировки, метод графических интерпретаций. Юридически-правовой основой работы послужили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 03.07.2016), приказы министерств и ведомств. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. гЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ основы расчетно-кассового обслуживания клиентов в коммерческом банке 1.1 Понятие и сущность расчетно-кассового обслуживания Изучение современного развития финансово-экономических отношений общества позволяет рассматривать рынок банковских услуг в двух смысловых ипостасях. В узком смысле рынок банковских услуг представляет собой сегмент финансового рынка, где в качестве основных функционирующих субъектов выступают банковские институты, а объектами являются исключительно специфические банковские услуги и продукты. В широком смысле рынок банковских услуг выходит за рамки традиционного понимания финансового рынка, что обусловлено предоставлением на нем услуг финансового и нефинансового характера, свойственных институтам других видов бизнеса, таких как консультирование, предоставление информации, доверительные услуги, аренда и хранение, оказание маркетинговых услуг и других. Банковская система в России достигает наибольших объемов в сравнении со странами СНГ (таблица 1). Таблица 1 Сравнительные характеристики экономики стран СНГ № Страна Активы банковской системы (млрд долл.) Кредиты банковской системы (млрд долл.) Депозиты банковской системы (млрд долл.) Капитал банковской системы (млрд долл.) Прирост реального ВВП (%) Размер номинального ВВП (млрд долл.) ВВП на душу населения (тыс. долл.) Инфляция (%) 1 Россия 533,4 305,0 321,6 64,3 6,8 1017,0 7,1 9,0 2 Казахстан 69,9 41,5 38,7 6,9 10,6 77,9 5,1 8,6 3 Украина 67,4 48,6 36,5 8,4 7,1 106,0 2,3 11,6 4 Белоруссия 13,6 9,2 6,8 2,1 9,9 37,0 7,8 6,6 5 Узбекистан 5,8 3,9 3,0 0,8 7,8 16,8 0,6 6,8 6 Азербайджан 4,3 2,4 2,4 0,6 34,5 20,4 2,5 11,4 7 Грузия 2,5 1,5 0,9 0,5 9,5 8,0 1,8 8,8 8 Молдавия 1,8 1,1 1,3 3,0 4,0 3,4 0,9 14,1 9 Армения 1,4 0,7 0,9 Отстает Россия от развитых стран и от некоторых развивающихся стран, прежде всего, по обороту безналичных платежей (рисунок 1). Рисунок 1. Распределение стран по оборотам по типам банковских карт, 2014 год Экстремально высокие показатели оборотов в целом по банковским картам в 2014 г. в США (4,4 трлн. долл.) и Китае (3,3 трлн.) свидетельствуют о сложившейся безналичной конъюнктуре розничного сектора в этих странах. В РФ также существуют предпосылки для более высоких темпов роста оборотов по банковским картам при стабилизации макроэкономической ситуации. У каждого банка есть своя стратегия, и на ее основе идет ориентация на интересующие его группы потребителей своих продуктов, будь то предприятие, учреждения или простое население. В каждом сегменте рынка изучается клиентская база, состоящая из физических и юридических лиц. Банковские продукты – это предоставляемый банком в определенной последовательности взаимосвязанный комплекс банковских услуг, направленный на удовлетворение потребностей клиента банка. Банковская услуга – это результат отдельных технических, технологических, интеллектуальных, профессиональных и других действий, направленных на удовлетворение потребностей клиентов банка. О.И. Лаврушин рассматривает банковские операции как проявление банковских функций на практике, а банковскую услугу как проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату, что совпадает с определением банковской услуги, данным Е.Ф. Жуковым. Соответственно, расчетно-кассовые операции относятся к категории банковских продуктов. По определению Лаврушина О.И., «расчетно-кассовые операции – ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению». Расчетно-кассовое обслуживание – это комплекс услуг, который банк предоставляет своим клиентам. В этот комплекс услуг входит обслуживание текущего счета клиента (безналичные платежи в пределах остатка средств на счете клиента), снятие денежных средств, интернет-банкинг, покупка/продажа иностранной валюты, прием платежей от третьих лиц за товары и услуги, прием денежной выручки в кассу банка, инкассация выручки, банковская гарантия и многое другое. Конкретный перечень услуг в рамках расчетно-кассового обслуживания (РКО) фиксируется в двухстороннем договоре. Расчетно-кассовое обслуживание (РКО) – это комплекс банковских услуг, основанный на проведении операций по клиентскому счету и выполнении иных смежных процедур. В РКО, в частности, входит открытие и ведение расчетных счетов клиента, собственные расчетные операции, кассовое обслуживание, операции с банковскими картами и инкассация. РКО предоставляется банками как юридическим, так и физическим лицам. Перечень услуг для физических лиц значительно меньше. Обычно это пополнение/снятие денежных средств, безналичные платежи, Интернет-банкинг. Большинство банков берут оплату с физических лиц за конкретную предоставленную услугу (либо % за снятие денежных средств, либо стоимость платежного поручения, либо комиссию за безналичное пополнение счета клиента и т.д.). Однако есть банки (например, ПАО «УкрСиббанк», предлагающий пакетное предложение «All inclusive»), которые берут ежемесячную абонентскую плату за предоставляемый пакет услуг (текущий счет + пластиковая карта + Интернет-банкинг), не зависимо от того, выполнялись ли клиентом какие-либо операции за текущий месяц или нет. Перечень услуг для юридических лиц намного больше, ведь значительная доля доходов банка от РКО формируется именно за счет обслуживания юридических лиц. Очень сильная конкуренция в этом сегменте заставляет банки, с целью привлечения новых клиентов, предоставлять льготный, так сказать «пробный» период обслуживания для новых клиентов. Обычно этот период равен 3-6 месяцам. В этот период банк за формальную плату открывает счет, подключает услугу Интернет-банкинга, устанавливает более низкую комиссию для покупки/продажи иностранной валюты. Все это делается с целью «привязать» клиента к уровню сервиса, создать лояльного клиента, который потом будет сотрудничать на стандартных условиях. Понятие расчетно-кассовых операций включает в себя всю совокупность расчетов наличными деньгами: – между банком и фирмой, ИП или физическим лицом; – между фирмами или ИП; – между физическим лицом (в т. ч. сотрудником) и фирмой или ИП. Основные функции расчетно-кассового обслуживания клиентов банка заключаются в следующем: – организации работы по привлечению временно свободных денежных средств предприятий и организаций на депозитные счета; – организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности; – оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела. Для комплексного кассового обслуживания физических и юридических лиц и обработки денежной наличности кредитная организация создает расчетно-кассовое подразделение, состоящее их приходных, расходных, приходно-расходных, вечерних касс, определяет их количество и численность кассовых работников, а также необходимость установки банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов. Данное подразделение напрямую работает с клиентом. Основными принципами организации расчетно-кассового обслуживания клиентов являются: – открытие счетов клиентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; – ведение счетов клиентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; – строгое документальное оформление и отражение в бухгалтерском учете каждой совершаемой операции; – обеспечение сохранности денежных средств и других ценностей, принадлежащих клиенту и находящихся в банке; – обеспечение банковской тайны по операциям и счетам клиентов; – осуществление внутреннего контроля, соответствующего характеру и масштабам проводимых операций. Расчетно-кассовые услуги в коммерческом банке могут быть наличными и безналичными. Отношения с банком регулируются договором расчетно-кассового обслуживания. Прием и выдача банком наличных денежных средств своим клиентам является одной из составных частей этого обслуживания и в последние годы все больше сокращается в объеме. Так, например, зарплата, в основном, выплачивается через банковские карты, а прием-выдача наличных ИП и физическим лицам осуществляется преимущественно через банкоматы. Даже выдачу денег подотчетным лицам на хозяйственные расходы фирмы предпочитают осуществлять переводом их на корпоративную банковскую карту. При этом полностью избавиться от наличных расчетов невозможно. Всегда есть лица, не имеющие банковской карты, есть срочные расчеты, есть выплаты в валюте для зарубежных командировок, есть наличная выручка. В современных условиях оптимизация процессов расчетно-кассового обслуживания в значительной степени зависит от развития дистанционного банковского обслуживания. Используя сервисы ДБО, клиенты получают возможность осуществлять большую часть операций без посещения офиса банка, а также имеют сниженные комиссии за проведение транзакций. Многие российские банки привлекают клиентов к осуществлению платежей посредством дистанционных систем обслуживания, снижая комиссию при проведении оплат с использованием данных систем. У качественных услуг расчетно-кассового обслуживания есть пять основных плюсов: – полнота спектра услуг в рамках РКО; – удобная система дистанционного банковского обслуживания; – скорость обслуживания клиентов; – удлиненный операционный день; – квалифицированный персонал. Расчетно-кассовое обслуживание клиента производится в течение установленного в конкретном банке операционного времени по месту открытия счета, за исключением операций по приему наличных денежных средств и операций с использованием карт. Банк принимает от клиента наличные денежные средства в валюте РФ, в соответствии с правилами, установленными конкретным банком, в любой операционной кассе банка по объявлениям на взнос наличными. Наличные денежные средства, принятые в кассу банка, зачисляются банком на счет текущим операционным днем. При организации кассового обслуживания клиентов учреждения банка должны обеспечивать сохранность ценностей, находящихся в учреждениях банка, и соблюдение требований законодательства Российской Федерации, а также установить контроль над операционными рисками, возникающими при совершении операций с ценностями. Для осуществления кассового обслуживания клиентов банк (отделение) создает у себя кассовые узлы. Устройство и оборудование кассовых узлов должны соответствовать техническим требованиям на проектирование зданий банков и обеспечивать нормальные условия для работы персонала и обслуживания клиентов, а также сохранность ценностей, документов и безопасность работников. При этом банк может применять индивидуальные технические решения, которые не противоречат основным техническим требованиям, обеспечивают сохранность ценностей и документов, а также безопасность работников. Таким образом, расчётно-кассовое обслуживание (РКО) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц – одна из основных функций банка. Это комплекс услуг по хранению, перемещению и регистрации движения финансовых средств компаний и физических лиц. 1.2 Состав и структура расчетно-кассовых операций коммерческого банка Расчетно-кассовые операции коммерческого банка – это банковские операции в рамках ведения счетов физических и юридических лиц и выполнение по ним поручений владельцев данных счетов. Расчетно-кассовое обслуживание (РКО) клиентов включает в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц. Привлечение клиентов на РКО позволяет банкам установить с ними деловые связи таким образом, что взаимоотношения по РКО в дальнейшем могут перерасти в другие, более тесные формы сотрудничества: кредитование, предоставление банковских гарантий, лизинг, факторинг, траст и др. Расчетные операции банков – операции по зачислению средств на счета клиентов и оплате со счетов их обязательств перед контрагентами. С предприятиями, открывшими расчетные счета, банк заключает договор о расчетно-кассовом обслуживании. Ведение счетов клиентов предполагает участие банка в проведении как безналичных, так и налично-денежных расчетов. Кассовые операции – это операции по приему и выдаче наличных денег. За последнее десятилетие набор услуг в этом сегменте банковского сектора практически не менялся. Традиционно расчетно-кассовое обслуживание включает в себя: – открытие и ведение счетов в рублях и иностранной валюте; – осуществление банковских переводов в рублях и иностранной валюте; – услуги систем удаленного доступа Банк-Клиент и Интернет-банкинг, позволяющие управлять своими счетами, не выходя из офиса; – организацию работы операционной кассы вне кассового узла банка на территории клиента; – организацию для клиентов расчетных центров, имеющих разветвленную региональную структуру; – инкассацию и доставку наличных денежных средств в удобное для клиента время; – ускоренное зачисление на расчетный счет инкассированной выручки день в день; – прием, выдача и зачисление на счет наличных денежных средств; – консультации и своевременное информирование клиентов. Для универсальных банков спектр услуг в этой области достаточно широк и одновременно стандартен, различия заключаются лишь в цене. Как правило, это на прямую зависит возможностей, которыми обладает сам банк, ориентируясь на законодательство РФ и нормативные акты ЦБ РФ. В перечень расчетно-кассовых операций банка входят: – открытие, ведение и последующее закрытие счетов в различных валютах; – выполнение в рамках выданных клиентом поручений, касающихся переводов средств со счетов; – прием поступающих на счета средств; – выдача наличности со счетов; – хранение на счетах средств. Критериями классификации расчетно-кассовых операций банка являются: состав участников, платежный инструмент, функциональное назначение операций, форма расчетов (рисунок 2). Рисунок 2. Виды расчетно-кассовых операций банка Аккредитивная форма безналичных расчетов между хозяйствующими субъектами предполагает гарантирование банком плательщика оплаты поставляемых товаров или оказываемых услуг. Эта форма расчетов применяется тогда, когда поставщик не полностью уверен в оплате покупателем отгруженного товара и хочет заручиться гарантией банка. Переводные операции банков связаны с переводом средств по поручению клиентов из одного отделения банка в другое. Такие переводы осуществляют как внутри страны, так и за границу. Клиринг – это система безналичных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств. Внутри страны клиринг представляет собой систему производимых через расчетные палаты безналичных расчетов между банками. В международных расчетах клиринг осуществляется в форме соглашений между государствами о взаимном погашении задолженности, возникающей при внешнеторговых операциях, путем зачета взаимных требований (без уплаты золотом или перевода иностранной валюты). Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками, при взаимном кредитовании банков, перемещении наличных денег, покупке и продаже ценных бумаг, а также при опосредовании различных видов внешнеэкономических связей. В комплекс услуг расчетно-кассового обслуживания обычно включают: расчетные услуги, информационные услуги и контрольные (кассовые) услуги (рисунок 3). Все вышеуказанные операции производятся на основе подписанного между банковским учреждением и клиентом договора. Данный договор предусматривает правила открытия, ведения и закрытия счетов, перечень операций, выполняемых в рамках договора, тарифы на эти операции. Договор со стороны банковского учреждения не может содержать условия, которые бы препятствовали клиенту использовать по усмотрению свои средства, если только направления такого использования напрямую не противоречат законодательным нормам. Все операции в рамках этого договора должны осуществляться в соответствии с законодательными нормами о кредитно-денежной политике РФ, а также правилами, установленными регулятором. Регулятором всех банковских операций в РФ является Центральный банк РФ и именно на основе утвержденных им правил осуществляются расчетно-кассовые операции (рисунок 3). Рисунок 3. Основные типы услуг, составляющих в комплексе расчетно-кассовое обслуживание Существенным моментом является тот факт, что банковское учреждение может использовать свободные средства на счетах клиентов. По действующим законодательным нормам все свои средства юридические лица обязаны держать на открытых в банковских учреждениях счетах, в том числе и зачислять на них получаемую наличную выручку. Также все основные платежи у юридических лиц проводятся в порядке безналичных расчетов. Обслуживание этой группы клиентов производится банками в специальных подразделениях. При необходимости проведения операций по счету, клиент имеет возможность обратиться в такое подразделение к операционисту, которому представит один из документов, применяемых в системе безналичных расчетов для проведения определенной операции по счету. 1.3 Формы расчетов и современные технологии расчетно-кассового обслуживания Расчетные операции в коммерческом банке могут быть наличными и безналичными. Наличные расчеты – вид расчетных операций, в которых участвуют наличные средства. Сделки осуществляются путем передачи средств (монет, банкнот) от одного человека другому в качестве исполнения обязательства. На основании Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» Центробанк РФ разработал Положение № 383-П от 19 июня 2012 г. «О правилах осуществления перевода денежных средств». Согласно Положению 383-П перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: – расчетов платежными поручениями; – расчетов по аккредитиву; – расчетов инкассовыми поручениями; – расчетов чеками; – расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); – расчетов в форме перевода электронных денежных средств. Если безналичные расчеты осуществляются в перечисленных выше формах, необходимо использование следующих платежных документов: – платежные поручения; – аккредитивы; – чеки; – платежные требования; – инкассовые поручения. Клиенты банков могут воспользоваться любой из допустимых форм безналичных платежей в соответствии с собственными интересами. Банк не имеет права препятствовать осуществлению расчетов и платежей в формах, предусмотренных в договорах клиентов. Платежи проводятся при наличии на банковских счетах клиентов – плательщиков свободных денежных средств, если иное не оговорено между банком и владельцем счета (рисунок 4). Рисунок 4. Формы и инструменты безналичных расчетов Под расчетным (платежным) документом понимается оформленное надлежащим образом: – распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денег со своего счета и их перечислении на счет получателя средств; – распоряжение получателя средств о списании денег со счета плательщика и их перечислении на счет, указанный получателем средств (взыскателем). Перечень документов, с помощью которых проводятся безналичные операции, следующий: 1. Платежное поручение. Таким документом владелец счета отдает банковскому учреждению распоряжения на переводы средств со своего счета на счета, принадлежащие другим контрагентам. 2. Платежное требование. Этот документ исходит от получателя средств (контрагента, перед которым у владельца счета имеется задолженность). Чтобы провести платеж по платежному требованию владелец счета должен выдать акцепт, т. е. согласие на данное требование. 3. Аккредитив. Это некое условное обязательство банковского учреждения произвести оплату со счетов своего клиента в пользу определенного контрагента при условии, что тот предоставит установленный перечень документации. 4. Чек. Это ценная бумага, которая дает распоряжение банку выдать указанные в нем средства чекодателю. Расчетные документы при безналичных расчетах в коммерческом банке должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов): – наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93; – номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки; – вид платежа; – наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); – наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; – наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); – наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; – назначение платежа; – сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами; – очередность платежа; – вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации; – подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях). Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе в отдельной строке, либо должно быть указано, что налог не взимается. Проведение расчетов наличными средствами для юридических лиц не запрещено законом, но имеет ряд определенных ограничений. Первым из таких ограничений является лимитирование кассы организации. Это значит, что на завершение рабочего дня в кассе юридического лица не должна оставаться сверхлимитная наличность, все, что выше лимита должно сдаваться в банковское учреждение. Сдавать наличность в банк юридическое лицо может самостоятельно, посетив расчетный центр и кассу банка, где посредством такого документа, как заявка на взнос наличными, зачисляются деньги на счет. Юридическое лицо также может воспользоваться и услугами инкассации, тогда сотрудники банка сами приезжают за выручкой. Сейчас существует и услуга самоинкассации, когда зачислить деньги себе на счет юридическое лицо может через банкоматы банковского учреждения. Вторым ограничением является максимальная сумма расчетов в рамках одних договорных отношений (договора). Ограничение расчетов лимитировано 100000 рублей. Это значит, что выплатить наличными средствами в рамках одних договорных отношений более 100000 рублей юридическое лицо не может. Высокий уровень конкуренции заставляет банки развивать и технологии расчетно-кассового обслуживания. Все больше внедряются электронные формы РКО, не только позволяющие клиенту оперативно управлять своим счетом на расстоянии, но и предоставляющие возможность сократить затраты на стоимости платежных поручений. К примеру, по результатам исследования, проведенного компанией AnalyticResearchGroup, количество счетов с дистанционным доступом уже составило в 2015 году около 40% от общего числа открытых юридическими лицами в банках. И доля их из года в год только растет. При внедрении услуги РКО любой банк старается обеспечить клиентам возможность управлять счетом дистанционно. Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) – не только сервис для клиента, но и прямая экономия для банка: удаленное взаимодействие значительно снижает расходы. Современные технологии совершенствуют банковский бизнес во многих областях, не только в скорости и надежности процессинга. В том числе они дают эффективные инструменты и дополнительные возможности для того, чтобы расширить взаимодействие с клиентами и при этом серьезно сократить объемы затрат. Система дистанционного банковского обслуживания (ДБО) активно применяется сегодня в деятельности коммерческих банков и является необходимой в условиях жесткой конкуренции на рынке банковских услуг. Однако теоретические аспекты системы ДБО остаются недостаточно освещёнными. Это обстоятельство несет в себе проблемы неправильного понимания, назначения и толкования сущности системы ДБО. На основе критического анализа отечественной научной литературы, посвященной вопросу функционирования системы ДБО, попытаемся внести некоторую ясность в содержание системы. В научной литературе ДБО определяется различными авторами схоже. Так, Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. трактуют дистанционное банковское обслуживание как «предоставление возможности клиентам совершать банковские операции, не приходя в банк, с использованием различных каналов телекоммуникаций». Тавасиев А.М. определяет ДБО как «предоставление банковских продуктов (оказание банковских услуг) на расстоянии, вне офиса банка, без непосредственного контакта клиента с сотрудниками банка». Стародубцева Е.Б. утверждает, что «дистанционным банковским обслуживанием (ДБО) принято называть оказание банковских услуг (предоставление банковских продуктов) на расстоянии, без посещения клиентами офиса банка, без непосредственного контакта с сотрудниками банка – из дома (так называемый «homebanking»), офиса, автомобиля и т.д.». Райхельд Ф., Марки Р. под ДБО понимают технологию, в которой проведение операций не требует визита клиента в банк. Очень часто в научной литературе можно встретить следующее определение: ДБО – общий термин для технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удалённым образом (без визита в банк), чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей. Таким образом, все определения системы ДБО сходятся в одном: в системе обязательно должно быть реализовано дистанционное или удаленное обслуживание клиентов, которое достигается с помощью средств информационно-телекоммуникационных технологий (ИТКТ). При этом в системе ДБО клиент может взаимодействовать с сотрудником банка, но это взаимодействие будет строиться также с помощью ИТКТ, например, когда речь идет о так называемом видео-банкинге (получении консультаций в банкомате, видео-киоске и прочее). В будущем такие коммуникации будут развиваться. Однако мало ученых определяют дистанционное банковское обслуживание как систему. Костерина Т. М. одна из немногих приводит такое определение: система дистанционного банковского обслуживания – «это совокупность методов предоставления банковских услуг с помощью средств телекоммуникации, при которых присутствие самого клиента в банке не требуется». Вместе с тем, Костерина Т. М. отмечает, что «дистанционным обслуживанием банка правомерно называть предоставление банковских продуктов (услуг) по запросу клиента без непосредственного взаимодействия клиента с сотрудником банка». В результате критического анализа определений ДБО и системы ДБО можно сделать вывод, что во всех определениях говорится о предоставлении банковских продуктов и услуг, совершении банковских операций. Дистанционная банковская операция – это конкретный вид действий по созданию дистанционного банковского продукта, осуществляемых с использованием ИТКТ. Дистанционная банковская услуга – это совокупность определенным образом упорядоченных дистанционных банковских операций, осуществляемых с использованием ИТКТ. Дистанционный банковский продукт – это совокупность дистанционных банковских операций, направленных на удовлетворение конкретной потребности клиента, закрепленная банковскими регламентами и имеющая определенные качественные, количественные и ценовые параметры. Под транзакционным бизнесом понимаются, как правило, все банковские услуги по обслуживанию расчетов клиентов. Конкретное наполнение этого понятия может варьироваться от банка к банку. Некоторые банки трактуют это понятие очень широко, включая в транзакционный бизнес не только расчетное обслуживание, но и факторинг и торговое финансирование (ведь оба эти продукта, помимо кредитной, содержат в себе значимую расчетную составляющую). Другие банки, наоборот, достаточно сильно сужают это понятие и относят сюда только расчетно-кассовое обслуживание в рублях и в валюте плюс некоторые дополнительные услуги РКО крупных корпоративных клиентов, которые называют кэш-менеджментом. В более распространенной в России трактовке под транзакционным бизнесом понимаются расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов, иногда сюда относят зарплатные проекты, депозиты. В качестве каналов транзакционного банкинга выступают: телефон, телевидение, терминал, видео, мобильные технологии и Интернет. Телекоммуникационные технологии сегодня выступают в качестве каналов электронного документооборота в банке. Система ДБО функционирует на следующих принципах: 1) безотказность и устойчивость, 2) безопасность, 3) эффективность, 4) удобство работы, 5) оперативность функционирования. Это основные принципы функционирования системы ДБО. Принцип безотказности и устойчивости означает функционирование системы при любых неблагоприятных условиях, в стрессовых и чрезвычайных ситуациях система должна оставаться работоспособной. Должно быть определено минимальное время восстановления работоспособности. Принцип безопасности. Этот принцип является очень важным, основополагающим при принятии решения об использовании системы ДБО как банком, так и клиентом. Если этот принцип не реализуется, то ставится под сомнение целесообразность использования системы ДБО. О безопасности совершения операций в системе ДБО должны заб....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания в коммерческих банках
- Теоретические и нормативно-правовые особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, попадающих под фитосанитарный контроль
- Порядок и особенности совершения таможенных операций в отношении оптического оборудования перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС